В старинном сказании о царстве Моравском гусляр-рассказчик упоминает о плотах на озерах, где собирались молодые люди, "водили хороводы да играли кругами". Трудно судить, что именно за танцы исполнялись древними русичами на неустойчивых плотах. Скромный гусляр не приводит живописных деталей тех праздников и игрищ, однако несколько раз за три коротких куплета он повторяет старинное слово "СРАМ". Вероятно, вопреки отсутствию караоке и ди-джея наши предки умудрялсь отлично проводить время.
Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.
Гопак — один из самых любимых и распространенных танцев на Украине.
Мужественно, темпераментно, с большой ловкостью и легкостью исполняют трудные движения юноши.
Мягко скромно, то лирично, то весело, то шаловливо танцуют девушки.
Музыкальное сопровождение 2/4, умеренно-быстрый темп постепенно переходит в быстрый.
Костюм девушки. Поверх широкой белой полотняной рубашки, расшитой на груди, рукавах, повороту и подолу национальной вышивкой, девушки надевают поневу из плотной шерсти в широкую клетку и расшитый фартук, голову украшают венком с длинными лентами. На груди танцовщиц несколько ниток разноцветных бус. На ногах - высокие сапожки на среднем каблуке.
Костюм юноши. Белая полотняная рубашка, расшитая на груди, рукавах и по вороту украинскими узорами. Очень широкие шаровары ярко-красного или синего цвета подпоясываются широким длинным кушаком. На ногах черные сапоги.
Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Народные танцы “Ормек би”, “Коян би”, показывающие
жизнь охотников, шуточные, юмористические “Аю би”, “Насыбайшы”, “Ортеке”, “Каражора”, “Тепекок” — образцы древнего танцевального искуства. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искуству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита (“Коян-буркит”), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизиров. вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”. Искусство танца верхом на коне имело свои особенности.
Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.
На Кавказе, как известно, живет много народов. Каждый из них имеет свои язык, традиции и культуру.
Лезгинка - один традиционных кавказских танцев. Он, своего рода, эмблема, или визитная карточка любого кавказца. Красивейший танец лезгинка - это выражение души гордого, свободолюбивого, темпераментного, мужественного народа. Характер танца идёт от степенного до энергичного, он плавно переходит от грациозных движений к сложным техническим трюкам. В лезгинке свободно сочетаются скользящие, летящие движения, напоминающие полёт сокола. Юноши в танце, словно горные туры, зависают в воздухе, в прыжках и сложных пируэтах.
Существуют три вида лезгинки: сольная, парная, массовая. В многовековых кавказских традициях, где скромность и уважение юноши к девушке сохраняется и до сих пор, неприлично выражать свои чувства и говорить о них публично. Поэтому свою симпатию они выражают в танце. Юноша и девушка танцуют на некотором расстоянии друг от друга. Они двигаются по кругу, выполняя сложные технические движения того, или иного рисунка. Взгляд юноши гордый, горящий. Весь танец он старается заглянуть девушке в глаза, девушка же не смеет поднять взор, но неустанно следит за его движениями, оценивая партнёра. Движения её выражают неприступность. В танце происходит своего рода игра. Если юноша приглянулся девушке, то она послушно плывет впереди, завлекая его за собой. Заканчивается танец обоюдным поклоном друг другу.
Кроме лезгинки, горцы танцуют много танцев. В Дагестане пятьдесят три народа. Основную массу составляют: лаки, авары, даргины, кумыки, лезгины. И у каждого свой танец. Все они отличаются от лезгинки - более энергичные, и технически сложные. И юноши и девушки владеют сложными элементами, например: дасма, ковырялка, выброс ноги, и т.д. Танец идёт по четко заданному рисунку.
Существует версия, что все движения в танце горцев когда-то несли скрытый смысл, который сейчас утрачен, но сами движения сохранены.
Фламенко родилось на юге Испании в Андалусии. Фламенко проявляется в трех формах- Песня, Танец и Гитара.
Нет единого четкого мнения относительно его происхождения, ввиду того, что корни фламенко уходят глубоко в историю, и нет документальной информации, которая бы развеяла некоторые сомнения. По всей видимости, искусство фламенко берет свое начало в народных песнях и танцах, которые существовали в Андалусии в очень древних эпохах. Сам стиль фламенко базируется на традиционных ритмах очень древних эпох. Однако, различные цивилизации, расы и культуры присутствовавшие в Андалусии, внесли свое влияние и в некоторой степени определили ритм и гармонию современного фламенко.
Первое письменное упоминание о фламенко встречается в "Марокканских Письмах" (Cadalso 1774). В них автор приписывает авторство фламенко цыганам. Это в некоторой степени так и есть. Неевропейские ритмы, которые содержит фламенко, удивительно сходны со сложными азиатскими ритмами, которые берут начало в Индии, и это не случайное совпадение, что цыгане происходят из Индии. Кроме того, цыгане были главными, кто поддержал и пронес фламенко сквозь годы, самоотверженно представляя его.
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В 17 веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В 19 веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур. Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. Распространился в Европе.
Часто за первым менуэтом следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт называется трио.
В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых менуэтов принадлежит Люлли. Менуэт был придворным танцем при Людовике XIV.
Из Франции он перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого. Менуэт писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и XIX века. В особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форму менуэта в музыке продолжают эксплуатировать.
Турецкий (или восточный) танец.
В 80-е годы 19-го столетия танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота, хотя в гораздо больше степени ей удавался стриптиз.
В то время упоминать в приличном обществе слово «женские бедра» и «живот» считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по - другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок.
Смена танцевального образа началась значительно позже, с Голливуда. Костюмы для танца, как и все, связанное с Голливудом, получили оттенок гламурности. Впервые в голливудских фильмах появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии, и впервые он появились именно в старых голливудских фильмах.
Танец живота формировался в течение многих веков, каждая из восточных стран и наций вносила в него что-то свое. Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Навар, что на хинди означает цыгане, путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Многие исследователи полагают, что навар являются предками гавази. От внимательного взгляда не может укрыться сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами.
Ближневосточный танец также является и прародителем современного фламенко. Андалузия впервые познакомилась с танцем живота будучи в составе Османской империи. Многие базовые элементы фламенко и ближневосточного танца совпадают. Стиль фламенко и танца Хула (традиционный гавайский танец) ближе всех к ближневосточному танцу.
Основное же различие между этими танцами и восточным состоит в том, что во фламенко основной акцент идет на ноги и руки, чем на живот и бедра.
Классический индийский танец
В индийском классическом танце 9 основных настроений «Навараса», такие как:
1. Рудра – гнев
2. Бхаянака – страх
3. Шрингара – любовь
4. Вира – героизм
5. Хасья – радость
6. Каруна – печаль
7. Адбхута – удивление
8. Бибхатса – отвращение
9. Шанта – покой
Для того чтобы изобразить определенное чувство задействуются не только глаза, но и брови, губы, нос, щеки, подбородок и уши. Это прекрасная зарядка для мышц лица.
Также классические индийские танцы славятся своими разнообразными, виртуозными ритмами. Как из нити невидимых звуков Гхунгру (бубенчики на ногах) плетется изысканный, разноцветный ковер разнообразных ритмов
Танцы восточной Индии
Нага, Хазагири, Бамбуковый танец, Нонгкрем, Биху, Тханг-та, Карма (мунда), Понунг, Брита или врита, Хурка баул, Кали нач, Гханта патуа, Паик, Далкхаи
Танцы северной индии
Думхал, Роуф, Танцы лам, Панги, Лосар шона чуксам, Бхангра, Рас, Гидда, Дхамьял, Дупх, Лахур, Дхуранг, Мали, Мали, Тера тали.
Ирландские танцы можно разделить на танцы для вечеринок (англ. social dance) и постановочные танцы (англ. performance dances).
Танцы для вечеринок включают в себя кейли (англ. ceili) и сетовые танцы. Кейли обычно танцуются парами от 2 до 8 человек. Под постановочными танцами обычно подразумеваются ирландские сольные танцы. Отличительной чертой ирландского степа, популяризированного в 1994 году всемирно известным шоу Riverdance, являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках.
Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.
В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом. Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом.
В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и замысловатым, стал танцем привилегированных классов.
Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II.
Название произошло от чешского слова Polka, означающего полячку, жительницу Польши. Также слово созвучно польскому pulka, означающему «половина». Из-за названия часто ошибочно считают, что это исключительно польский жанр. Кроме того, часто путают этот жанр с шведской польска. Музыкальный размер польки — 2/4. Народный танец полька по своему названию кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу — чехам.
Сальса
Авторство названия приписывается «королю мамбо» Тито Пуэнте (Tito Puente, 1923—2000). Характерные особенности — размер 4/4, фразировка с периодом в два такта, быстрый темп, сложный ритмический рисунок, являющийся комбинацией ритмов "тумбао" и "сон клаве".
Сальса объединяет множество стилей и их вариаций, этот термин может быть использован для описания большинства жанров, вышедших из Кубы, таких как Ча-ча-ча (chachacha) и Мамбо (mambo). Как бы то ни было, сальса относится к конкретному стилю, развитому в 60—70-х годах кубинскими и пуэрториканскими иммигрантами в Нью-Йорке, и его стилистическим производным, таким, как сальса романтика (salsa romantica).
Родиной сальсы, по большому счёту, является Куба, хотя этот стиль так же является гибридом пуэрториканских и латиноамериканских стилей, смешанных с поп-музыкой, джазом, роком и R&B.
С другой стороны, пуэрториканцы более других латиноамериканских народов развивали и пропагандировали этот музыкальный стиль. Колумбийцы остаются хранителями музыкальной традиции сальсы, в то время как другие современные музыканты продолжают свои эксперименты в рамках стиля.
В мире сальса делится на два вида и пять основных подвидов: 1.«Круговая» сальса, в нее входят: кубинская сальса (касино), венесуэльская (доминиканская) сальса и колумбийская сальса. 2.«Линейная» сальса или сальса Cross body style. К ней относится сальса Лос-Анжелес, Лондон, Нью-Йорк, Палладиум и Пуэрто-Рико. 3.Отдельным видом в связи с огромной популярностью некоторые выносят и Руэда де Касино.
Танго (исп. tango). Старинный испанский народный танец. // Парный бальный танец свободной композиции,
отличающийся энергичным и четким ритмом.
Изначально получил развитие и распространение в Аргентине и Уругвае, затем стал популярен во всем мире.
Ранее танго был известен как танго criollo, или просто танго. Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Аргентинское танго зачастую рассматривается как «аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.
Шотландские танцы — собирательное название танцев, связанных с шотландской культурой.
Наиболее известные виды шотландских танцев:
Шотландские бальные танцы (Scottish country dancing). Окончательно сложились в конце XIX, начале XX века, но имеют и более древнюю историю. Обычно танцуются в «сетах» (группах) из 3-4 пар, основное внимание уделяется перемещению пар друг относительно друга. Основные темпы музыки: рил (reel), джига (jig) и страспей (strathspey).
«Кейли» (Ceilidh) — простые танцы, исполняемые на народных вечеринках.
«Хайланд» (Highland) — сольные танцы, зарождались как мужские, но к нынешнему моменту ставшие универсальными. Основное внимание уделяется работе ног, часто этот вид танцев сравнивают с балетом.
«Ледис степ» (Ladies’ Step) — сольные женские танцы.
«Кейп-Бретон степ» (Cape Breton Step) — шотландский степ, исполняемый как мужчинами, так и женщинами в качестве сольных танцев на праздниках и вечеринках. Кейп Бретон степ имеет непосредственное отношение к острову Кейп Бретон в заливе Св. Лаврентия, который является частью провинции Канады (Новая Шотландия). Многочисленные шотландцы, говорящие на гэлльском языке, в XVIII-XIX вв. эмигрировали на Кейп Бретон, спасаясь от репрессий и экономических трудностей. Вместе с собой они унесли и культуру шотландского степа. К сожалению, в самой Шотландии, где традиции населения гористой местности Шотландии (хайленд) долго и успешно подавлялись английскими властями, степовый танец был практически утерян. В XX-XXI вв. шотландский степ стал возвращаться в Шотландию.
Румба — парный кубинский танец африканского происхождения. Отличительной особенностью румбы являются эротические
плавные движения, соединенные с широкими шагами. Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы.
История Румбы
Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название «Rumba», возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году — «rumboso orquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь» (в русском морской аналог — «румбы», то есть направление).
Понять греческую музыку значит почувствовать душу Греции
Музыка и танец - это душа, Психея греческого народа. Понять греческий танец, уловить ритм в чужой для непривычного уха музыке, - значить соприкоснуться с греческой душой, которая, как это ни удивительно, во многом родственна русской. Один мой знакомый грек выразил это ёмкой фразой: "Русские - это те же греки, только без денег". В России любого иностранца обязательно сажают пить водку - такая у нас система распознавания "свой-чужой". В Греции чужеземца ведут танцевать. Поэтому если вы действительно хотите понять культуру этой древней страны, вам необходимо познакомиться с ее музыкой и танцами.