Танец можно рассматривать как элемент национальной культуры того или иного народа. Можно говорить, что танец несет в себе историю, традиции, менталитет, но чувства, возникающие внутри каждого всего лишь при названии танца — это больше, чем сухое определение функций танца. Мы мысленно переносимся в местность и эпоху танца, мы впитываем его темперамент и настроение. Танцы дарят эмоции — здесь и сейчас. Танцы можно назвать музыкальной поэзией. Слово "танец" вызывает в нашем уме представление чего-то грациозного, нежного и воздушного, иногда торжественного, и всегда — радостного. У всех народов танец выражает внутренние чувства — как сегодняшние, так и передаваемые из поколения в поколение. В танце посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь, злость, просьба. Танец — это ряд телодвижений, согласованных с настроением человека и подчиненных музыкальному ритму. Грубые формы танцев первобытного человека сменялись все более утонченными и подчиненными правилам. Музыкальный ритм — песня и музыка определенного такта — создал правильного размера, подчиненные ему и только ему телодвижения. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. В древние века мимика как первый язык человечества была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того — все движения в древности назывались не иначе как танцами! У древних даже воинская маршировка именовалась пляской. Древние стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую-то мысль, действие, чувство.
Танец — очень красноречивое искусство: испанские танцы и до сих пор посредством своей супервыразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Они способны передать всю энергию жизни посредством одних только телодвижений и мимики.
Первобытный танец, конечно же, возник из эмоции и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности и новые искушения, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Многие движения, совершаемые людьми разных национальностей, местожительства, принадлежности к исторической эпохе, — идентичны (пожимание плечами в знак бессилия или непонимания, поднимание руки вверх в знак приветствия — это врожденные движения, одинаковые для всех). Такова же и природа первых танцев. Многими ставится под сомнение и подчиненность танца музыке: древнейшие пляски исполнялись лишь под ритмические выстукивания, и, вполне возможно, что потом уже на готовую танцевальную канву нанизались прекрасные музыкальные формы. Танцы сами по себе обнаруживают прекрасное в движениях лица, рук, корпуса и ног. В танцах интерес возбуждается преследованием цели. Этим исполнитель щекочет и интригует зрителя в свою пользу. Красоту танцам придает грация. Танцор заботится о красоте и благообразии движений. Грация — импульс, влекущий в безграничное, с желанием испариться, исчезнуть... Это особенно проявляется в танцах быстрых, живых и воздушных, как например, в вальсе. В них смутная идея каждого - унестись в вихре вперед, куда-то туда, в воображаемый мир блаженства и радости.
|